"Ведь театр - это такое хорошее, доброе, красивое дело!"
Штерн, режиссёр театра,
один из героев романа "Весь мир театр"
Очередной роман Акунина из "фандоринского" цикла. Четыреста страниц текста, чередующихся чёрно-белыми иллюстрациями, о которых постоянно спотыкался мой мозг: настолько образ Фандорина на этих иллюстациях не сходится с "моим" Фандориным.
Итак,
12-ый роман об Эрасте Петровиче. Главному герою и любимцу читателей стукнуло 55, но он полон сил, энергии и планов на будущее. Вы подумали - это роман о Фандорине? Не-ееет... Это роман
о Театре! Именно так - с большой буквы и с придыханием.
Роман начинается с убийства премьер-министра Столыпина в ложе Киевского театра 1 сентября 1911 г.
Вы думаете роман начинается с покушения на Столыпина? Не-ееет!
на самом деле роман начинается
с Театра. Собственно интрига имеет место быть с того самого момента, когда Фандорину, ждущему , что его вызовут помочь с расследованием по делу Столыпина, звонит Ольга Книппер-Чехова (да-да, вдова Антона Павловича) и просит помочь в одном деле.
читать дальшеВ общем, если коротоко, Фандорин оказывается втянутым в расследование ряда убийств в театральной среде. Параллельно влюбляется в 30-летннюю приму этого театра с фатальным для Фандорина именем Лиза и которая, по всей видимости, стала невольным инициатором произошедших убийств. И конечно, всё это приправлено колоритными подробностями антуража того времени (осень 1911 г., почти ровно сто лет назад). Отдельная изюминка - Эраст Петрович до этого расследования имел к театру самое опосредованное отношение, и поэтому периодически попадает в забавные ситуации:
Штерн, режиссёр театра, в частной беседе с Фандориным увлекается и "уходит" в другую тему - начинает разглагольствовать о своей постановке "Вишнёвого сада":
"— Как раз столько ролей, сколько мне нужно. Кое-что надо подкорректировать и выйдет отличная комедия масок... Поглядим тогда, Константин Сергеевич, чей сад цветастей!
— Я Эраст Петрович, - напомнил Фандорин и не понял, отчего Штерн погладел на него с сочувствием."
Так вот, а пока наш герой ищет злодея и утрясает свои сердечные дела, между делом освобождая москвичей от банды перекупщиков билетов, автор много и вдохновенно рассказывает нам о Театре. От глобальной проблемы гипервживания актёров в свои роли и влиянии скандала на популярность до подноготной бизнеса билетных спекулянтов.
Читаешь и понимаешь, что когда речь идёт о театре - время не имеет значения. Театр вне времени. Пнимаешь, что если бы Акунин переместил события романа на сто лет вперёд, заменил Фандорина каким-нибудь современным детективщиком, то те куски романа, что рассказывают про театр, он мог бы оставить практически без изменения, и это всё равно было бы актуально.
Спойлер: что по ходу действия романа Фандорин пишет пьесу о любви гейши и ниндзя (здесь дипломированный японист Акунин по прежнему верен себе). Сама пьеса как самостоятельное произведение прилагается в конце романа.
Отдельно отмечу - очень любопытно и забавно читать размышление героев романа о будущем театра и кино, о перспективах их развития, о том, вытеснит театр кино или нет.
Ещё "Весь мир театр" - это роман на вечную тему "разум и чувства". Влюблённый и отвергнутый (по крайней мере Фандорин так считает) эраст Петрович сильно тупит с расследованием (мешают те самые чувства), постоянно рефлексирует на тему своей влюблённости - и ругает себя, и пытается забыть, краснеет, бледнеет, страдает, ревнует, не спит ночами...
________
За что люблю фандоринский цикл Акунина - это один из самых удачных примеров "семейного романа".
Не буду говорить за весь цикл, но читая непостредственно "Весь мир таетр", я с увлечением проглатывала все "театральные" моменты, но периодически начинала скучать, читая непосредственно про расследование, а ещё больше - почему-то на "любовных" сценах, которых здесь едва ли не больше, чем собственно расследования.
Оффтопом.
Я вообще сложно и с недоверием воспринимаю акунинских женских персонажей. Я им не верю до конца. Какие-то они поверхностные, ненастоящие, как театральные амплуа. И все любовные романы Фандорина мне всегда немного скучны. Я понимаю, что эпитет "ненастоящий" звучит смешно по отношению к априори ненастоящему миру Акунина, но, ИМХО, акунинские женщины даже для этого мира ненастоящие. (Исключение - Игла из "Статского советника", и то во многом благодря Оксане Фандере)
Я ужё говорила где-то, что очень мало примеров, когда мужчина пишет про женщину, про её внутренний мир, и это у него выходит удачно и правдоподобно. В 90% случаев у него (автора-мужчины) выходит женщина-такой-какой-её-видят-или-хотят-видеть-мужчины. Вот Акунин как раз из этих 90%.
Вернёмся к "семейному" роману. Это романы, в которых каждый читатель может найти что-то своё.
Мне было интересно читать театральную линию, моему мужу - детективную, а моей маме, которая уже "забила очередь" на эту книгу, возможно, больше понравится именно любовно-романтическая составляющая.
Резюме: вряд ли этот роман войдёт в число моих любимых из Фандоринского цикла, но всё же он будет посильнее и интереснее "Нефритовых чёток", и мне не жаль потраченных денег и времени. И да - я буду его перечитывать, уже не торопясь, смакуя изящный, с привкусом хорошего тонкого юмора акунински слог.