(территория современной архангельской области).
Пойти на экскурсию.
Дом снаружи (подробнее - в предыдущем посте, в самом конце):Примерная схема 2-го этажа дома (без соблюдения масштаба).
___________
ВХОД В ДОМ. СЕНИ.
Итак входим в дом через широкую, но низкую дверь (пришлось сильно нагнуться даже мне, при моих 164 см.), попадаем в сени и почти сразу упираемся в лестницу, ведущую наверх.
Но по лестнице пока не пойдём, осмотримся внимательнее в сенях.
(это фото из сеней другого дома, фото из сеней Третьякова, к сожалению, нет. Но выглядят они точно так же, с той лишь разницей, что лестница напротив входной двери, а не справа от неё).
Достаточно паросторное помещение, и кругом двери.
Входная дверь:
Дверь в подклет со стороны избы:
Дверь в подклет со стороны повети (вход в хлев):
Дверь на улицу, типа запасной выход. Не заню, зачем он был нужен - может проветривали, может, как мера против пожара.
Сейчас сени пустые, но в быту сени были щаняты вещами, хоз.инвентарём и т.п.
___________________________
ВТОРОЙ ЭТАЖ.
Поднимаемся на второй этаж. Вход в потолке второго этажа оставлен минимальный, в целях лучшего сохранения тепла.
На втором этаже, напротив входа - окно и под ним лавка.
Слева от входа - изба.
ИЗБА.
Печь-непряха.
Главным в избе была, конечно, печь. От её расположения зависела и вся остальная планировка. В доме Третьякова печь расположена слева от входа, что не очень типично. Печь была не только источником тепла, но и света, у печи женщины проводили долгие часы за прядением, рукоделием. И если печь стояла слева от входа, то свет от печи рукодельнице падал справа, что не очень удобно. И такую печь называли "непряха".
Между входом в избу и печью могли располагаться полки-лежанки (не полати! лежанка находилась где-то на полметра выше пола). Но в этой избе здесь хозяйственный угол - рукомойник с бадьёй под ним, мехи для раздувания печи, веник.
За печью находился тёплый угол, который называли "закут".
(здесь он за деревянной перегородкой):
В северных крестьянских домах была традиция часть избы, ближе к печи, перегораживать допрлнительно деревянной филенчатой ярко расписанной перегородкой, шедшей не до самого верха. Получалось отдельное помещение, которое использовалось для приготовления пищи и хранения кухонной утвари - бабий кут.
Филенчатая расписная перегородка справа от входа в закут (вид из избы), слева от входа - печь, которая просто не влезла в кадр.
Бабий кут.
Угол за печью.
Стена напротив входа в кут:
Угол около филенчатой перегородки:
Высокий столик на фото - назывался "приставцы" и предназначался длч приготовления пищи. По сути - это кухонный разделочный столик, как и современные, сделанный достаточно высоко.
_________________________
Напротив печи, по диагонали (наиболее удалённое от печи, а значит, наиболее чистое место), делали красный угол, куда помещали иконы. Под иконами стоял стол с лавками. В самом углу, в самом чистом месте сидел глава семьи.
Лавки в избе делаись неподвижныи, вдоль стен всего помещения. Одной стороной они плотно примыкали к стене, а с другой поддерживались или подставками, выпиленными из толстой доски, или же резными и точеными столбиками-ножками.
Дочери сидели на приставной лавке, потому как дочери дело такое - сегодня они есть, а завтра их нет.
Пространство ближе к печи, как уже говорилось, отводилось женщинам для рукоделия.
Тут же стояла люлька (зыбка). Странная деревяшка, к которой привязана люлька - это приспособление при помощи которого люльку качали ногой, так как руки были заняты прядением или другой работой.
При входе в избу могли вбиваться кругляши, исполнявшие роль вешалок для одежды.
Поскольку изба отапливалась по-чёрному, то есть за счёт тепла от дыма, потолка в избе не делали, сразу шли скаты крыши. Получался большой объём, в котором скапливался дым. Способ отапливания по-чёрному в северных деревнях сохранялся вплоть до революции, поскольку требовал меньше дров, закопчённое дерево лучше сохранялось.
Печи с трудой были только у богатых, зажиточных крестьян, и то не у всех.
Чтобы сажа и копоть не оседали по всей избе, по периматру всего помещения, примерно на высоте человеческого роста делали широкие, врезанные в стену, полки - "воронцы", которые не давали саже опускаться ниже.
На этом фото хорошо видно границу между "чистой" избой и "чёрным" пространством выше.
Полатей в такой избе (отапливаемой по-чёрному), конечно, не делали, и на печи не спали.
Спали на лавках и на полу.
Несмотря на то, что топили по-чёрному, избы были чистыми. Убирали каждый день, часто меняли рушики, занавески, выметали половики.
_______________________
Заканчиваем экскурсию по избе и идём дальше.